Современные гипертекстовые информационные системы условно можно представить в виде совокупности нескольких компонентов: системы хранения гипертекстовых объектов, системы отображения гипертекстовых объектов, системы подготовки гипертекстовых объектов и системы программирования просмотра совокупности гипертекстовых объектов. С этой точки зрения технология World Wide Web только к 1996 году получила законченный, функционально полный вид. Первыми были разработаны системы хранения и просмотра (1989-1991 г.г.), которые продолжают развиваться и в настоящее время. После 1990 года стали появляться первые системы подготовки документов. Наконец, в 1995 году были предложены первые языки управления сценариями просмотра.
Программирование процедуры просмотра гипертекстовой базы данных не является изобретением Netscape, Microsoft или Sun. Практически все локальные гипертекстовые системы в той или иной степени имеют программные средства манипулирования гипертекстовыми объектами. В ряде случаев вся гипертекстовая база данных может быть представлена как одна большая программа, в которой гипертекстовые узлы - это программные модули, а связи между ними - это передача управления от одного модуля другому.
Преимущества такого подхода перед традиционной статической разметкой очевидны: гибкость построения гипертекстовой сети, возможность создания программ прокрутки фрагментов базы дынных, генерация составных гипертекстовых объектов из существующих элементарных компонентов. Динамические объекты могут быть легко получены из статических, т.к. в случае существования программы просмотра система может быть переведена из интерактивного режима просмотра гипертекстовой базы данных в пакетный, когда действия оператора будут заменяться командами программы.
Программы просмотра гипертекстовых страниц традиционно называют скриптами (scripts) по аналогии с исполняемыми файлами, написанными для командных интерпретаторов типа sh. Собственно как это было и раньше в локальных системах, в программировании просмотра гипертекстовых документов World Wide Web существуют два подхода: создание интерпретируемых программой просмотра скриптов или компиляция байт-кода. Первый подход следует традиции World Wide Web, согласно которой для разработки гипертекстовой страницы нужен только обычный текстовый редактор и сам гипертекстовый документ должен легко читаться человеком-оператором. Второй подход позволяет повысить эффективность исполнения программы и защищенность кода от несанкционированных модификаций. Как первый, так и второй способ опираются на объектно-ориентированный подход к программированию. По поводу байт-кодов или мобильных кодов, как их еще называют, написано в контексте технологии программирования Java достаточно много, поэтому сосредоточим свое внимание на скриптах, а точнее на скриптах, написанных на языке JavaScript.