Postscript или TrueType?
Это один из наиболее часто задаваемых начинающими типографами
вопросов.
Предыстория такова: на современных персональных компьютерах, а
именно с их помощью делается практически вся современная верстка, преобладают
два формата цифровых векторных шрифтов: Type 1 фирмы Adobe
(часто эти шрифты называются "PostScript шрифтами") и TrueType фирмы
Microsoft.
Зачастую на одной машине соседствуют не только шрифты в обоих
форматах, но даже одни и те же гарнитуры и в TrueType, и в Type1 представлении.
Кто же из них лучше? На мой взгляд,--Type 1. Но
"все зависит". Давайте же по порядку.
Adobe Type 1 Font Format
Этот формат был создан фирмой Adobe Systems Inc. около
1985 года, а в 1990--публично раскрыт и документирован. Насколько я,
непрограммист, понимаю, этот формат полностью совместим с языком описания
страниц PostScript, выпущенным в том же 1985 году, и поддерживается всеми
PostScript устройствами.
В основе этого формата лежит т.н. "декларативный" метод
разметки. Это означает, что общие особенности построения символа описываются
отдельно от самого контура символа.
И Type 1 эффектно использует эту особенность: при
разработке шрифта дизайнеру даны такие мощные инструменты разметки, как хинты,
"голубые зоны" и разметка слабо изогнутых кривых. Эти инструменты позволяют
контролировать процесс растеризации символов и тем самым гарантируют ее
(растеризации) высокое качество при любой разрешающей способности выводного
устройства.
Для того, чтобы проиллюстрировать последнее заявление я
поподробнее остановлюсь на хинтах.
В чем состоит главная проблема при создании цифрового
векторного шрифта? В том, что на выводном устройстве (будь то фотонаборный
аппарат, принтер или монитор) этот векторный шрифт будет растеризован, т.е.
преобразован в набор точек. Условно это можно представить, как накладывание
некоторого контура на бумагу в клеточку и закрашивание тех клеточек, которые
оказались внутри (помните, что мы можем закрашивать клетки лишь целиком).
Все просто, когда контур достаточно большой (или клетка
достаточно мелкая). Но при выводе на устройства с небольшим разрешением или при
мелком кегле возникает ситуация, когда буква должна иметь в высоту 20, а то и
меньше точек-клеточек. Что получится при растеризации? Примерно то, что мы видим
на рисунке 1.
В результате "механического" округления координат точек толщины
одинаковых штрихов в символе принимают разные значения, высота символов сильно
колеблется, нарушается симметричность и т.д.
Хинты представляют собой пары направляющих, дополнительно
определяющие положения и тощины основных штрихов/элементов символа. При
растеризации первым делом происходит расчет толщины и положения хинтов, а потом,
уже на эти рассчитанные величины накладывается контур. А самое главное, размер и
положение данного хинта остаются неизменными от символа к символу. В нашем
случае это может дать такой эффект:
Даже в рамках такого низкого разрешения нам удается сохранить
постоянную тошину основных штрихов и соблюсти одинаковый рост знаков.
На самом деле, это лишь примитивный пример, а механизм хинтов
имееть гораздо больше возможностей и случаев применения.
Теперь о TrueType
Этот формат был разработан фирмами Microsoft и
Apple, и прежде всего отличается от Type 1 своим "программируемым"
методом разметки. Насколько я понимаю, это означает, что описание каждого
символа состоит из набора команд программе-растеризатору, по принципу "пойди
туда, сделай то..."
Такой метод в теории делает возможной более точную и правильную
разметку. Но на практике он затрудняет процесс разработки настолько, что
непосредственно в TrueType шрифты вообще не разрабатываются, а те, что стоят у
вас на компьютере, наверняка получены как преобразование шрифтов из других
форматов. В результате, шрифты TrueType обычно сильно уступают по качеству
аналогичным шрифтам в PostScript формате.
Конечно, нельзя не отметить, что с точки зрения пользователя
использование TrueType несколько проще (например не требует установки
специальных программ), а сами шрифты более распространены и стоят дешевле
Type 1. Кроме того, "юзеру", конечным продуктом которого является
распечатанное на "лазернике" письмо, не требуется высокое качество
растеризациии.
Но: если вы готовите материалы для полиграфии (и,
следовательно,--фотонаборного аппарата, работающего на PostScript) или рисуете
графические элементы для веб-страницы (и, следовательно, сталкиваетесь с
критично низким разрешением монитора) вы почуствуете разницу.
Вывод
TrueType шрифты лучше оставить для офисного использования, на
машине секретаря. В любом пре-пресс бюро на вас посмотрят косо, если увидят
такой шрифт в вашей публикации. Профессионалы выбирают Type 1. И этоя вам
говорю, как настоящий заводчик шарпеев.
|