|
Назад | Содержание
| Вперед
1. Способы кодирования и компрессии
видеосигнала
В настоящее время в мире существуют три стандарта представления цветного телевизионного
видеосигнала: PAL, SECAM и NTSC. Все они преобразуют исходный аналоговый видеосигнал
в форму, удобную для передачи по линии связи. Несмотря на различие в методе
кодирования видеоинформации, все три системы телевидения представляют исходный
телевизионный сигнал в виде сигнала яркости (Y) и двух цветоразностных (R-Y)
и (B-Y) сигнала, а затем каждая по-своему кодирует его. В телевизоре принятый
сигнал декодируется, и с помощью специальной матрицы из сигналов Y, R-Y и B-Y
восстанавливаются исходные составляющие цвета: R (red) - красный, G (green)
- зеленый и В (blue) - синий, которые затем подаются на соответствующие электронные
пушки кинескопа. Видеосигнал, содержащий смесь яркостного и цветоразностных
сигналов называют композитным.
Современные видеомагнитофоны и телевизоры оборудованы композитными и S-Video
внешними разъемами, для подключения аппаратуры VHS и S-VHS-качества. Разница
между ними в том, что для подключения аппаратуры качества VHS используется композитный
видео вход/выход, где смесь яркостного и цветоразностных сигналов передается
по одному проводу. При подключении аппаратуры S-VHS-качества используются S-Video-входы/выходы,
где композитный видеосигнал передается по двум проводам. По одному передается
информация о яркости, а по другому - смесь цветоразностных сигналов. Это позволяет
видеоаппаратуре не использовать для разделения яркостного и цветоразностного
сигналов специальные фильтры и при этом терять в качестве и разрешении. В остальном
сигналы на S-Video и композитном выходах одинаковые, что позволяет объединить
соответствующие контакты S-Video-разъема и подать сигнал на композитный вход
видеоаппаратуры. Этот сигнал обычно и используют для записи на видеомагнитофон
или для ввода в компьютер. Для того, чтобы записать видеосигнал на диск персонального
компьютера, необходимо его перевести в цифровую форму, поэтому все устройства,
предназначенные для видеозахвата, содержат в себе аналогово-цифровой преобразователь
(АЦП), который может быть в зависимости от его типа 10-ти или 8-ми разрядным.
Для восстановления видеосигнала из цифровой формы в аналоговую используется
цифро-аналоговый преобразователь (ЦАП).
Один кадр телевизионного изображения представляется в цифровом виде, как поле
768x576 точек, или как еще говорят, пикселов - от английской аббревиатуры pixel
(picture element) в системе PAL/SECAM и 640x480 в NTSC. Такое представление
одного кадра считается полным, при этом используется так называемый квадратный
(square) пиксель. Без заметного ухудшения качества изображения часто используется
разрешение 704x576 пикселов для PAL/SECAM и 704x480 для NTSC, при этом пиксель
считается прямоугольным, соответствующим рекомендациям CCIR 601 (Comite* Consultatif
International des Radio Communications) - Интернационального комитета по радиочастотам.
При этом, так как человеческий глаз более чувствителен к перепадам яркости,
чем к цвету, то более важна точная передача сигнала яркости. Поэтому при оцифровке
видеосигнала соотношение числа отсчетов сигнала яркости и цветоразностных сигналов
принято в соотношении 4:2:2, т.е. частота измерения сигнала Y в два раза выше,
чем частота измерения сигналов R-Y и B-Y. То есть, одна строка оцифрованного
телевизионного видеосигнала содержит 768 измерений яркости и по 384 измерения
каждого из цветоразностных сигналов. Соотношение частот оцифровки яркости и
цвета также определяет качество изображения, которое впоследствии может быть
восстановлено. Это отношение может выражаться соотношениями от 4:1:1 для формата
DV до 4:4:4 для Digital формата.
Оцифровка по стандарту 4:4:4 предполагает использование одной и той же частоты
дискретизации для яркостного и цветоразностных сигналов. Выбор такого способа
оцифровки очень хорошо стыкуется с системами PAL/SECAM и NTSC, разница заключена
в количестве строк и кадров в секунду (576/25 для PAL/SECAM и 486/30 для NTSC).
Нетрудно подсчитать, что при использовании 10-битного АЦП одна секунда оцифрованной
видеозаписи будет занимать на диске файл размером 27684000 байт, а для хранения
всего 49 секунд видеоинформации со звуком вам потребуется более 1 Гб свободного
дискового пространства. Чтобы уменьшить размеры файла с видеоинформацией, применяют
различные компрессоры или кодеки - сокращение от слов кодер-декодер. Но наиболее
распространенными являются два метода сжатия: M-JPEG (Motion-JPEG Joint Photographic
Experts Group - стандарт компрессии изображения) и MPEG (Motion Pictures Experts
Group - экспертная группа по движущимся изображениям). Оба метода основаны на
так называемом дискретно-косинусном преобразовании изображения, разработанным
для формата JPEG. Отличие состоит в том, что при сжатии по методу M-JPEG устраняется
внутрикадровая избыточность, т. е. это фактически JPEG, но примененный к каждому
кадру изображения и поддерживающий чересстрочную развертку. Такое сжатие устраняет
избыточность каждого кадра в отдельности, т.е. удаляет избыточную информацию,
которая незаметна для восприятия, и при этом не анализирует изменения между
соседними кадрами видеосигнала. Сжатие по методу MPEG кроме устранения внутри-кадровой
избыточности, устраняет и межкадровую, т.е. сначала из ключевого кадра удаляется
избыточность информации о изображении, а затем удаляется избыточность информации
об изображении только изменений, которые произошли в изображении при смене ключевого
кадра следующим за ним кадром.
Метод MPEG, имеет две разновидности: MPEG1 и MPEG2. Метод MPEG1 не поддерживает
чересстрочной развертки и работает только с половинным разрешением (не более
352x288 точек). Для сохранения оцифрованного видеосигнала с полным разрешением
нужно использовать формат MPEG2. Следует отметить, что MPEG-сжатие существенно
сложнее M-JPEG и требует специального оборудования и программного обеспечения.
Существующие же упрощенные MPEG-кодаки по качеству сжатия видеоизображения мало
отличаются от устройств, поддерживающих M-JPEG-компрессию, т.к. плохо устраняют
межкадровую избыточность. Главной целью применения различных методов сжатия
является ограничение потока видеоданных на ваш жесткий диск. Отношение исходного
объема данных о видеосигнале к объему данных, полученному в результате сжатия
называют коэффициентом компрессии. На практике применяют коэффициенты сжатия
от 1:1 (без сжатия) до 30:1 (уменьшение количества данных о кадре в 30 раз).
Чем выше применяется коэффициент компрессии, тем хуже качество оцифрованного
видео. Условно зависимость качества видеосигнала от коэффициента компрессии
можно представить в виде таблицы.
Коэффициент компрессии |
Качество видеосигнала |
Время, за которое расходуется 1 Гбайт дискового пространства |
без компрессии, но 4:2:2 |
|
около 49 сек |
от 2:1 до 4:1 |
Betacam SP |
1,5. . . 3 мин |
от 5:1 до 8:1 |
S-VHS, Hi-8 |
4. . 6 мин |
от 9:1 до 12:1 |
VHS, Video-8 (SP) |
7. . 9 мин |
от 13:1 до 15:1 |
VHS, Video-8 (LP) |
10. . 12 мин |
Теперь, после знакомства с принципами кодирования и сжатия видеосигнала, перейдем
к рассмотрению устройств, предназначенных для видеозахвата, определим минимальные
требования к компьютеру и более подробно карту miroVIDEO DC30 plus.
По материалам с : http://www.alexsoft.ru/ |